ПСИХОЛОГИЯ

Части. Менеджеры поведения человека


Бывало ли Вы когда-нибудь непредсказуемы для самого себя? Вопрос риторический, потому что я уверена: каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с этим – с автоматическим поведением или автоматическими реакциями (в том числе реакциями тела).

Примеры:

  • Мама накричала на ребенка за его «проступок». Кавычки потому что ребенок мог ничего плохого и не делать, просто мама вдруг вспылила. Позже (иногда спустя всего лишь секунды) она может раскаиваться, просить прощения у плачущего малыша, обещать больше не кричать на него. Но она будет срываться снова и снова.
  • Девушка чуть что — сразу в слезы, даже если 2 часа наносила макияж и (!) он удался на славу. Вот только не надо сразу все сваливать на ПМС!
  • Мужчина при возникновении проблем хватается за рюмку, нарушая сотый обет «завязать».
  • Кто-то начинает «заедать» стресс, потом переживает из-за лишнего веса и.. снова ест.
  • Другой без конца откладывает на потом, прокрастинирует, хоть и понимает: всю жизнь так «прощелкает клювом». Ему тревожно, но он все сидит.

Думаю, достаточно примеров, т.к. вы уже поняли, как проявляется автоматическое поведение.

В психологии не принято искать виноватых, но сейчас так и тянет спросить:

«Кто ответственен за весь этот беспорядок?»

— почему дети должны плакать?

— почему взрослый здоровый бугай должен про… свою жизнь? (вставьте сами в меру своей испорченности),

— почему, в конце концов, красота должна смываться ватным диском даже не выйдя в свет?!.. Или обрастать жиром… («между нами тает жир, мы с тобою пьем кефир»)

Вопросов много, но и ответ есть!

В разное время в разных страхах ведущие психологи, психотерапевты и даже врачи (от Юнга и его «комплексов» до Ковалева ®) пришли к общему знаменателю: существует феномен Самостоятельных Единиц Сознания (далее – СЕС или части).

Из названия следует, что нечто управляет нашим сознанием независимо от нас, узурпировав бразды правления. Страшно? И есть чего бояться! Сколько жизней загублено…

НО, благодаря С.В. Ковалеву ®, создавшему такое направление практической психологии, как Интегральное НейроПрограммирование (ИНП) ®, выход найден. Изобретены способы работы с частями! Об этом чуть ниже.

А пока предлагаю узнать, как появляются части?

Позволю себе привести цитату из своей статьи «Как освободиться от созависимости», чтобы не писать второй раз. (Моя ленивая часть сейчас дает о себе знать, но я не буду ее отторгать, т.к. проблему она не составляет).

Слегка видоизмененная цитата:

«Предположим, что ребенок (не очень люблю слово «плод») в утробе матери обладает целостностью (он Просветлен), т.е. его тело, разум и душа находятся в гармонии. У него еще «нет ни одного сформированного поведенческого акта» (по Л.Д. Столяренко), ни одного паттерна поведения! Он не отторгает не устраивающие его части себя, своего характера или поведения, принимает себя безоценочно, без разделения: это во мне хорошо, а это – плохо!

Но что происходит дальше? Вот он родился. Тепло и уют маминого чрева заменяются холодом, ярким светом, шумом и т.д. Он решает для себя: это плохо. И уже с этого момента «пошло-поехало»… Совсем скоро его начинают воспитывать родители (не всегда психологи). Так он понимает, что он может быть или плохим или хорошим, что его любят не безусловно,  а при выполнении ряда условий. Он становится где-то недолюбленным, где-то недопонятым и т.д. Т.е. утрачивает целостность.»

Он как бы начинает дробиться, возникают части. Детство – самый активный период возникновения частей! Теперь вы понимаете, почему психологи так часто задают вопросы о детстве! Не из праздного любопытства или чтобы просто поддержать беседу. Часть, сформировавшаяся в детстве, а иногда и во младенчестве (!) остается в том возрасте даже когда вам уже 20, 30, 40… Она навсегда с вами! (если не психотерапия, личностный рост или случаи самопроизвольной трансформации). Вот почему 40-летняя женщина впадает в ступор при общении с властным начальником! Потому что ей в момент разговора с боссом не 40, а 3 или около того, и в нем она видит грозного папу…

Вот почему молодой симпатичный парень начинает заикаться при знакомстве с девушками. Просто, когда он был маленьким мальчиком, его мать была грубой, холодной, плохо с ним обращалась…

Если подумать, большинство людей – маленькие мальчики и девочки… Вот почему поведение взрослого человека может быть неэффективным и даже неадекватным.

Но части в этом не виноваты. Они не плохи сами по себе, более того: у них всегда есть позитивное намерение! Так, часть, заедающая стресс, может стараться изо всех сил доставить Хозяйке хоть немного удовольствия. Она просто не знает о последствиях. Так ее можно обучить! Об этом я и написала в статье: «Практическое применение кодов психики».

Итак, части возникают:

— при решении длительных проблем (но, когда проблема уже решена, часть… никуда не уходит! Первое время она скучает. Потом создает вам новую проблему, которую сама же героически и решает),

— при психотравмах (события, травмирующие психику),

— при цели,

— при обучении. Часть может усовершенствоваться. Так совершенствуются навыки вождения автомобиля.

Иерархия частей

Давайте проведем эксперимент!

Какую эмоцию вы сейчас испытываете? Вам интересно читать мою статью? Где в Вашем теле этот интерес? Как если бы он как-то выглядел, то как бы он выглядел? На что он похож?

А теперь скажите: я – женщина или я – мужчина. Где откликается и как выглядит?

Почему в первом случае (скорее всего) предмет или максимум зверушка какая, а во-втором человек или Ваш образ?

Ну что, совпало? =)

Конец эксперимента.

Все потому что существует иерархия частей. Здесь приведу ее очень коротко, если заинтересуетесь, рекомендую прочитать книгу С.В. Ковалева ® «Команда нашего Я». Иерархия сверху вниз, по убыванию величавости:

  • Первое Я.
  • Идентичность.
  • Субличность.
  • Часть.
  • Субчасть.
  • Больше информации – в таблице:

    Уровень иерархии

    Как выглядит проекция

    Отвечает на вопрос

    Пример

    1

    Первое «Я»

    (организующий центр психики человека)

    Обобщенный, абстрактный образ самого себя

    выявляется с большим трудом

    осознание/ощущение «Я как целостность»

    2

    Идентичность

    Образ себя же, но контекстный

    Кто я?

    психолог

    3

    Субличность

    человекоподобное, но не Вы

    Какой я?

     

    4

    Часть

    живое, но не человекообразное

    «Что я делаю?»

    пишу статью

    5

    Субчасть

    что-то вещественное, но не живое, а

    материально-энергетическое

    «Что я чувствую»

    душевный уют

     

    Называя в данной статье СЕС «частями» для удобства, я имею ввиду не только пункт №4 таблицы, а любой из этих пунктов.

    Как можно работать с частями? Можно:

    — трансформировать часть. Иными словами, превратить какую-нибудь пакость в нечто очень даже пригодное и даже полезное. Часть

    — слить (объединить) конфликтующие части. Это когда одна часть за то, чтобы штурмовать холодильник ночью (пока никто не видит), а другая – ее оппонент – за то, чтобы наконец привести себя в порядок, постройнеть, да и познакомиться с Мужчиной своей мечты!

    — восстановить утраченную СЕС. Например, молодая женщина замужем чересчур растворилась в «бытовухе», утратив свою женственность.

    — воссоединиться с отторгаемой частью. Так, если Вы не переносите самоуверенных людей, значит, кое-кому недостает этой самоуверенности! Позволь Вы себе ее, Ваша жизнь может круто измениться к лучшему. Возможно, вы слышали и раньше: что мы не принимаем в других (что осуждаем, что выводит из себя и т.д.) – то есть и в нас самих, н мы отрицаем это, не желая признаться даже себе, стараемся подавить это в себе. Девушка, критикующая властных женщин может втайне мечтать поверховодить 😉

    — создать новую часть! Речь, прежде всего, о ролевом моделировании, то есть если вас пригласил на свидание парень, который классно танцует, а вот вы способны только на «нелепые движения» и «будут танцы так себе…» (с, Айова), то можно создать СЕС, которая будет помогать вам двигаться в такт музыке и даже грациозно! (надо отметить, что иногда работа не ограничивается только созданием части, иногда нужно еще и устранить то, что мешает, например, подрегулировать стеснительность и т.д.).

     

    Можно было бы исписать еще ни 1 страницу по этой теме! Но, прочитав эту статью, Вы уже итак знаете о СЕС самое главное (на мой взгляд). Надеюсь, вам было интересно! А мне тоже интересно кое-что:

    Стало ли вам понятнее, почему вы ведете себя именно так, как ведете в некоторых ситуациях?

    Пишите в комментариях об этом, а также, мешает ли вам жить какое-то неконтролируемое поведение? Когда вы действуете как бы против своей воли.

    В статье использованы материалы семинара «Психокоррекция СЕС» и книги «Команда нашего Я» Ковалева С.В. ®.

    Источник