ПСИХОЛОГИЯ

Бьющим родителям на заметку

Мне сложно писать статью на эту тему, потому что сама отношусь к наказаниям неоднозначно. Я понимаю, что я – всего лишь человек. Мама. Живая, эмоциональная. Я могу просить соблюдать правила в семье – такие как режим, порядок перед сном, мытье посуды за собой…и я, само собой, могу разозлиться, если эти самые правила не соблюдены. И…самое неожиданное…могу обидеться, потому что ведь для меня важно, чтобы это соблюдалось. Ведь я выставила эти правила потому что мне нужно свободное время после 21.00, чистая раковина, и отсутствие игрушек по всей квартире после отбоя. А несоблюдение их – обесценивание меня, пренебрежение моими потребностями. Это же так просто, но эмоции есть эмоции, а самоанализ – процесс полуночный. Ввиду того, что я, работая над собой, довольно-таки точно могу определить, насколько я далека от точки кипения, мне, наверное, легче. Однако «яжпсихолог» и меня здорово огорчают те моменты, когда я, не сдержавшись, могу тряхнуть, дернуть или оскорбить своего ребенка, не потому что он виноват, а потому что сама, уже пару часов назад, все испортила, дозволив лишнее или не обратив внимание на накаляющуюся обстановку.

Я все это написала, чтобы сказать, что у меня нет белого пальто. Честно.  Я не хочу никого обвинять, но все же, рискну затронуть больную для многих тему.

Хочу осветить наказания физические. Битье.  Я планирую цикл статей о наказаниях, но думаю,что нужно начать именно с этого. Я знаю, что многих родителей эта тема не касается. И я этому рада. Но пусть те, кто иногда не могут сдержаться, желая лучшего (а иначе быть и не может, просто  механизм уже запущен несколько поколений назад), посмотрят на процесс физических наказаний без всякой привычной призмы.

Бить ребенка, который отбился от рук, сверхлогично. Он «отбился», а мы его «прибьем» на место. Чтобы слушался, не перечил, не испортился, не сел на шею – в общем-то все эти обоснования очень похожи между собой. И никто никогда не скажет, что бьет ребенка для того, чтобы тот боялся и делал то, что ему говорят.

Куда жестче выглядят посылы «делай то, что не можешь, а то…» — это к вопросу о плохих оценках, не успешности в учебе и т.д.  Вы знаете, что есть такие родители, для которых важно, чтобы ребенок учился ХО-РО-ШО?

Если ребенку страшно, больно, но при этом ничего не меняется, то фразу «Он может, но не хочет» прошу переводить как «он хочет, но не может». Он уже согласен с тем, что ему «не дано» и преодолевать себя скорее всего уже не начнет никогда. Понимаете? НИКОГДА!  Он будет бояться тех, кто сильнее и ненавидеть их всю жизнь. Но это будет потом. А сейчас, заливаясь слезами и вздрагивая от прихода взрослых, он будет скрючиваться и стараться сосредоточиться на том, чего от него хотят, в желаниях – убегая куда-то вдаль, а телом – сжиматься и прислушиваться к словам и шагам людей, которые вроде как должны для начала обеспечить физические потребности и безопасность ребенка….

Весь драматизм этой ситуации в том, что избитые фразы совсем не так безобидны, несмотря на то, что мы к ним привыкли.

Сегодня я хочу показать вам вот что:

фраза-шаблон=>Я-чувство=>чувство к обичику=>решение

 

Скажите, дорогие читатели, это как-то откликается с теми тенденциями, которые мы видим в подростковой среде? Я согласна, что маленький ребенок не умеет еще называть вещи своими именами, но чувствует именно это. Достойная цена за получение необходимого результата сию минуту?

Когда же родители перестанут разговаривать с детьми «по-другому»? Когда начнут говорить так, как нужно обоим, чтобы достичь необходимого результата вместе?

Ведь битье, да любое наказание – это отсутствие какого-либо желания помочь ребенку. Все россказни про то, что «я хочу, как лучше» — вранье! «Я хочу, чтобы ты стал лучше САМ, потому что ты плохой, и чтобы тебя любили, ты должен постараться». Постараться, заслужить, отработать…как будто перед нами не живая душа, а лошадь цирковая. О как здорово иметь лошадь, которая умеет писать – можно показывать ее за деньги! О, как здорово иметь ребенка-отличника, можно получить медаль «родитель года» в лице коллег…

Только удивительное дело…мой опыт, не достаточно велик, но я еще не встретила ни одного отличника среди запуганных детей. Нет их. Но я знаю, что многие троечники начинают учиться на удивление хорошо и даже отлично, когда стресс-фактор в лице родителя уезжает куда-то в командировку (к примеру), а приглядывать остается кто-то не сильно вообще заинтересованный в уроках.

Почему так? А потому что ребенок – это больше чем коктейль из страха и старания. И как, видя в своем ребенке «страх, отчаяние, беспомощность, безысходность», можно продолжать думать, что «Это все для его же пользы»?

 

Источник